British Council Russia (britishcouncil) wrote,
British Council Russia
britishcouncil

Categories:

В ожидании «Больших надежд»


       
Экранизация классики – всегда большой риск. На момент съёмки почти  у любого литературного произведения, как правило,  уже существует киноверсия, признанная и любимая зрителями. Так, для российской публики (особенно для старшего поколения) лучшая экранизация «Анны Карениной» – это  картина Алексанра Зархи с Татьяной Самойловой в главной роли, а лучшая экранизация «Войны и мира» – это четырёхсерийная эпопея Сергея Бондарчука.
               
В подобной ситуации у режиссёра есть два пути. Первый – максимально отойти от текста произведения, используя лишь некоторые мотивы (так, например, поступает британский кинорежиссёр Бернард Роуз, известный авангардными постановками произведений Льва Толстого). Второй путь – не выходя за рамки сюжета, представить свою интерпретацию событий. Именно эту дорогу избрал Майкл Ньюэлл – автор новой экранизации «Больших надежд» Чарльза Диккенса, премьера которой состоится в Москве в январе этого года.
           
«Большие надежды» – поздний роман Диккенса, написанный в 1860 – 1861 гг. и по праву признанный одним из важнейших памятников английской литературы, – был впервые перенесён на экран в 1917 году. С тех пор он выдержал больше дюжины экранизаций, включая несколько сериалов и девять полнометражных версий, в том числе знаменитую картину Дэвида Лина, снятую в 1946 году и вошедшую, по мнению Британского Института Кино, в список ста лучших британских фильмов. 
             

       
В отличие от своего литературного собрата, киноклассика быстро устаревает. Как отмечает Элизабет Гаскелл, выступившая продюсером новой интерпретации «Больших надежд», «достойной экранизации не было уже лет шестьдесят». А это значит, что режиссёр фильма, Майкл Ньюэлл, поставил перед собой задачу не просто «освежить кадр», а снять монументальную классическую картину, способную встать вровень с фильмом Дэвида Лина и стать своеобразным двойником романа на экране. 
         
Если вы ждёте от фильма Ньюэлла динамичного сюжета, стремительной смены событий и зашкаливающего количества спецэффектов,  то это фильм не для вас. Если вы мечтаете о викторианской сказке или о лёгкой романтической истории за чашкой чая – проходите мимо. «Большие надежды» – кино для тех, кто умеет наслаждаться красивым кадром и ценит глубокую актёрскую игру. 
         
Как отмечает Майкл Ньюэлл, на каждую роль в фильме он искал актёров, «способных погрузиться в мир своего персонажа настолько глубоко, что невозможно не поверить, что они страдают от тех бед, которые им пришлось пережить». Главный герой романа, легкомысленный простак по имени Пип, в исполнении Джереми Ирвинга предстаёт амбициозным,  целеустремлённым и расчётливым человеком. Его возлюбленная, кокетка Эстелла, которую эффектно сыграла молодая актриса Холлидей Грейнджер, за внешним равнодушием  скрывает глубокую трагедию и одиночество ребёнка, ставшего игрушкой в руках богатой чудачки мисс Хэвишем. Что же до самой мисс Хэвишем, её образ считается подлинным украшением британской литературы и одним из наиболее удачных экспериментов Диккенса.  Женщина, для которой время остановилось в самый светлый день её жизни – в день собственной свадьбы, –  больше похожа на фантастический призрак, чем на живого человека. Образ мисс Хэвишем – наиболее статичный из всех – это воплощение отчаяния, пустоты и растерянности перед жизнью, то есть черт, в той или  иной степени присущих всем героям романа и доведённых до предела в одной фигуре. К чести Хэлены Бонэм Картер, которой не привыкать играть дам с причудами, она буквально купается в этой роли, и делает это мастерски. Хочется добавить, что это одна из её возрастных ролей (которые, как известно, исполнять сложнее, чем роли юных романтиков), однако мисс Хэвишем в фильме Ньюэлла – это не семидесятилетняя старуха, а героиня без возраста, фактически образ-символ, требующий от артиста высшего мастерства
Хорошей актёрской  игре, как и хорошей картине, нужна достойная «рамка». И в этом «Большие надежды» удовлетворяют вкус самого взыскательного зрителя. Пейзаж в картине играет не хуже, чем сами актёры, по исторической достоверности деталей фильм мог бы поспорить с документальной лентой, если бы таковые имелись во времена Диккенса. Недаром сценарист Дэвид Николлс долгое время работал на  ВВС, чьи исторические фильмы отличаются безупречным исполнением – «Тесс из рода Д’Эрбервиллей», одноимённая экранизация романа Томаса Гарди, принесла ему мировую известность. 
         
Наконец, следует отметить, что «Большие надежды» – это кино, снятое британским режиссёром по произведению британской литературы, что само по себе исключает лубочные декорации, культурные штампы и прочую «развесистую клюкву», которой нередко грешат любители экранизировать классику, причём не только британскую, но и русскую
Напоминаем, что премьера фильма в России состоится 24 января 2013 года сразу в нескольких сетях кинотеатров. Кроме того, Британский Совет, выступивший партнёром российского проката, разыгрывает десять билетов на специальный показ 21 января в к/т 35 мм (подробнее об условиях конкурса).
         
Приходите, и мы надеемся, что большие надежды даже самых разборчивых зрителей будут оправданы



Tags: Искусство, Креативная Экономика, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments